Заметки на полях путеводителя… по Стерлингу

Стерлинг – хоть и является самым маленьким городом Шотландии – сыграл в ее истории значительную роль. Это место было сценой аж шести важных битв в истории страны, где сталкивались армии и решались на поле боя судьбы народов. Да и по древности Стерлинг может посоревноваться со многими другими городами Шотландии, ведь первые поселения на этом месте относятся еще к каменному веку. А вот стратегическое значение город впервые приобретает при завоевании Британских островов римлянами, которые построили здесь крепость Йидеу (упоминаемую также как Урбс-Джуди) – имели ли отношение к этой крепости евреи мы так и не поняли. Залогом исторической значимости Стерлинга, несомненно, были удобный с точки зрения обороны высокий холм, на котором позже будет построен Стерлингский замок, и отличное положение неподалеку от переправы через реку Форт. Эта переправа, а впоследствии и ставший знаменитым мост через реку Форт, весьма способствовали и экономическому процветанию города. Долгое время Стерлинг был важным центром заморской торговли, в том числе сюда привозили чай из Индии и древесину с Балтики. Только с развитием железных дорог в середине XIX века важность Стерлинга как торгового порта пошла на убыль. Кроме военного и торгового значения, Стерлинг также более восьми столетий был одним из «королевских городов» (резиденций) – с 1130 по 1975 год!

Точное происхождение названия Стерлинг остается спорным. Согласно одной теории, это название происходит от гаэльского слова означающего «битва, борьба». Что и неудивительно, ведь здесь Стерлинг был свидетелем двух основных битв длительной англо-шотландской войны XIII—XIV веков: битвы на Стерлингском мосту 11 сентября 1297 года и битве при расположенной вблизи города деревни Бэннокберн в 1314 году. В этих битвах прославились два шотландских национальных героя: Уильям Уоллес и Роберт I Шотландский (известный также как Роберт Брюс). Уильям Уоллес возглавил небольшую армию, которая наголову разбила 10-тысячное английское войско графа Суррея на Стерлингском мосту; сегодня в честь Уоллеса в северной части города стоит высоченный монумент. А Роберт Брюс прославился победой над армией Эдуарда II при Бэннокберне, в результате которая Шотландия приобрела независимость от Англии, а сам Роберт Брюс стал шотландским королем. Другая битва, сценой которой также стал Стерлинг, – это так называемая битва при Стерлинге, произошедшая 12 сентября 1648 года, во время Гражданской войны в Шотландии.

Стерлингский замок

Сердцем Стерлинга является стоящий высоко над городом, на могучей скале замок Стерлинг, сыгравший множество ролей за свою бурную историю: сначала здесь была построена часовня, затем вокруг нее была построена королевская крепость, потом дворец, где пировали короли и королевы Шотландии, а затем здесь расположился военный гарнизон. Но «золотым периодом» в истории Стерлингского замка стал XVI век, время правления династии Стюартов: именно в период с 1490 по 1600 год были построены основные здания на территории Стерлингского замка.

Яков IV (правивший с 1488 по 1513 год) стремился создать в Стерлинге королевский двор под стать самому пышному в Европе. При нем был построен, например, Большой зал. Его недаром описывают как «самое грандиозное нерелигиозное здание, построенное в Шотландии в эпоху позднего Средневековья», и хотя основная планировка здания сделана по средневековому образцу, в его архитектуре можно заметить новые веяния и элементы, характерные для эпохи Возрождения. Через огромные витражные окна в южной части здания, где сидел король, льется солнечный свет, а в холодный день это огромное помещение (42 на 14 метров) обогревали 5 каминов. Но, пожалуй, больше всего привлекает внимание готический бревенчатый потолок, напоминающий перевернутый остов корабля – под стать тому, который мы видели в Эдинбургском замке. Отметим также, что во время реставрации, законченной в 1999 году, здание Большого зала было покрашено снаружи в розовый цвет – говорят, оно было именно таким во время правления Якова IV. Причем, выбран этот цвет был неспроста: когда он намокает под дождем, то стены кажутся словно сделанными из золота.

Правда, Якову IV не удалось завершить задуманные им строительные работы, так как он погиб совсем молодым в битве при Флоддене. Его наследник Яков V (правивший с 1513 по 1542 год) продолжил и расширил строительную программу отца, начав строительство Королевского дворца. Для этого из Франции были специально привезены каменщики, совместившие в архитектуре здания позднеготические элементы с идеями эпохи Возрождения. Стены здания снаружи обильно украшены скульптурой и рельефами, а увидеть интерьеры дворца нам не удалось из-за идущих там реставрационных работ.

И хотя Яков V был вдохновителем строительства Королевского дворца, он так и не смог увидеть его во всей красе, так как умер, как и отец, молодым, а дворец был достроен уже при его вдове Марии де Гиз. Их девятимесячная дочь Мария Стюарт ради безопасности была перевезена в Стерлингский замок, и здесь она была коронована 9 сентября 1543 года и здесь же жила до отъезда во Францию в шестилетнем возрасте. После возвращения в Шотландию в 1561 году, Мария Стюарт часто посещала Стерлинг, и здесь же крестили ее сына, рожденного в Эдинбурге Якова VI. Уже будучи коронован, Яков VI продолжал жить в Стерлинге. Его первенец Генри тоже родился в Стерлингском замке, и для его крещения в 1594 году была построена Королевская часовня на территории замка, главным украшением которой являются закругленные окна в итальянском стиле и роспись стен, выполненная гораздо позже. (Самому Генри так и не довелось стать королем, так как он умер в восемнадцатилетнем возрасте от брюшного тифа, а корона перешла к его младшему брату Карлу).

Но Якову VI недолго оставалось жить в Стерлингском замке: через девять лет после рождения старшего сына он покинул Стерлинг и перебрался с семьей в Лондон, ведь теперь он был не только шотландским королем, но и английским (напомним, что Яков VI был первым монархом обеих королевств сразу). После их отъезда Стерлингский замок перестал играть ключевую роль в монаршей политике, а стал военным центром. В XVII веке в замке также находилась тюрьма для представителей высших слоев общества, а в конце XVII века здесь разместился военный гарнизон. С 1800 по 1964 год замок принадлежал военному министерству: в Большом зале были устроены бараки для солдат-горцев, в Королевской часовне разместился лекционный зал и столовая, а в Королевском дворце – столовая для офицерского состава.

Только в последние несколько десятилетий, когда замок стал музеем, были проведены реставрационные работы, вернувшие былой вид Большому залу. Как уже упоминалось выше, сейчас ведутся грандиозные реставрационные работы в Королевском дворце, а в Королевской часовне вывешены гобелены, восстанавливаемые для палат королевы в Королевском дворце (оригиналы этих гобеленов можно увидеть в Музее Метрополитен в Нью-Йорке).

Как большие любители всего, что связано с едой, мы не могли не посетить королевские кухни, восстановленные в том виде, который они имели во времена Стюартов. Здесь можно увидеть, что и как готовилось для королевского стола, а роль поваров и прислуги выполняют восковые манекены. Огромные туши зажариваются на вертеле, который целый день крутил специальный мальчик-слуга (по-английски он назывался turnbrochie), пекари месят тесто для хлеба и пирогов, служанки чистят овощи, а дворецкий в расшитом золотом камзоле проверяет качество и внешний вид готовых блюд.

Но не будем забывать, что Стерлингский замок – это не только королевская резиденция, но и оборонительное сооружение. Те фортификационные сооружения, которые мы видим сегодня, – защитные стены, башни с бойницами, капониры, казематы, пушечные батареи – были построены только в XVIII веке, после неудачной попытки якобитов захватить замок в 1708 году, и мало что осталось от более старых фортификаций. А ведь за время своей истории Стерлингский замок повидал не меньше десятка осад! Так, замок не раз переходил из рук в руки между англичанами и шотландцами во время Шотландской войны за независимость в 1296–1357 годах. Например, в 1299 году замок находился в руках англичан, возглавляемых констеблем Джоном Самсоном, и его осадили шотландцы. В 1304 году – с точностью до наоборот – англичане под предводительством Эдуарда I Английского осадили и вышибли шотландцев. Через какие-то 33 года, в 1337 году шотландская осада под предводительством сэра Эндрю Маррея (победителя в битве на Стерлингском мосту 1297 года) не привела к разгрому англичан. Между 1571 и 1585 годами во время правления Якова VI Стерлингский замок осаждали трижды. В 1651 году Оливер Кромвель смог захватить замок во время вторжения в Шотландию, а в 1715 году граф Мар не смог этого сделать. Последняя осада произошла в 1746 году, когда Красавчик принц Чарли окружил замок во время последнего восстания якобитов; правда, ему тоже не удалось захватить Стерлингский замок.

Старый город

Помимо замка, одно из наиболее известных исторических сооружений города – это церковь Холи Руде (Церковь Святого Креста), являющаяся единственной сохранившейся церковью (за исключением Вестминстерского аббатства), принимавшей под своими сводами коронационную церемонию: здесь 29 июля 1567 года на шотландский трон взошел Яков VI, сын Марии Стюарт, ставшим первым королем Объединенного Королевства Англии и Шотландии и первым английским королем из династии Стюартов. А неподалеку от церкви Холи Руде находится старинное кладбище, где похоронен, например, Уильям Хаммонд Холл, создатель парка Голден-Гейт в Сан-Франциско.

Но одной из самых интересных достопримечательностей в Стерлинге нам показался «Дом Аргайла» (Argyll’s Lodgings), где в 1660-1680-х годах жил сэр Арчибальд Кэмпбелл, девятый граф Аргайл. Отец его – тоже Арчибальд Кэмпбелл и восьмой граф Аргайл – был сторонником «Ковенанта» и Кромвеля, но после реставрации монархии и возвращения Карла II на трон он поплатился за свои убеждения и был казнен за государственную измену. Арчибальд Кэмпбелл-сын, то ли в пику отцу, то ли увидев, как повернулись события, поддержал Карла II, за что ему вернули графский титул и конфискованные у отца имения. Примерно тогда же он стал членом тайного совета, консультировавшего Карла II. Возможно, что и дом в Стерлинге Арчибальд Кэмпбелл-сын перестраивал в надежде принимать в нем Карла II. Правда, увы, политической мудрости он у отца не унаследовал и, в результате, часто становился пешкой в политической игре других. В итоге летом 1662 года за неосторожную фразу в личном письме, которое оказалось перехваченным, его приговорили к смертной казни за государственную измену, как когда-то его отца. Правда, Карл II отменил этот приговор и уже в октябре 1663 года Арчибальд Кэмпбелл вышел на свободу.

Однако, впоследствии он отказался приносить присягу, предписываемую Актом о присяге 1679 года. Согласно этому закону, лица, занимающие государственные и общественные должности, были обязаны давать присягу о том, что они не признают пресуществление (то есть, действительное претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы во время мессы) и отказываются от почитания святых. За свои убеждения в декабре 1681 года он снова был приговорен к смертной казни за государственную измену. В ожидании исполнения приговора его посадили в тюрьму в Эдинбургском замке, откуда ему удалось бежать, переодевшись в пажа своей приемной дочери леди Софии Линдсей и держась за шлейф ее платья. После побега в Голландию, он присоединился к восстанию герцога Монмута в 1685 году, но после короткой и неудачной военной кампании он был пойман и казнен без суда по старому приговору.

Особняк же Арчибальда Кэмпбелла является прекрасно сохранившимся образцом шотландской городской жилой архитектуры XVII века, и сегодня он восстановлен и меблирован так, как он выглядел при сэре Арчибальде в 1680-х годах. Особняк этот розового цвета и имеет форму буквы «П», а дворик-каре отгорожен от улицы высокой стеной с великолепными литыми воротами. Башенки в углах здания имеют конические крыши, характерные для французских особняков того времени. Грандиозные парадные двери ведут в главную часть особняка – приемную залу. Здесь те, кто пришел в гости или на прием к сэру Арчибальду, важному политику того времени, дожидались своей аудиенции около массивного камина, попивая кларет. А по вечерам эта зала использовалась как столовая для прислуги.

А вот сам сэр Арчибальд, его жена и гости обедали на втором этаже, в парадной столовой. Ее украшает большой камин, портреты сэра Арчибальда и его жены, а также встроенные полки для серебряной посуды: в те времена в Шотландии еще не было банков, и поэтому богатые люди вкладывали большие средства в столовое серебро, которое выставлялось в столовой и своим блеском выполняло двойную роль – украшало зал и напоминало гостям о богатстве хозяина. И хотя поставленные буквой «П» столы слегка напоминают современную складную мебель, они являются точной копией тех, за которыми пировали гости сэра Арчибальда. Даже тогда комнаты часто выполняли больше одной функции, вот и парадная столовая после обеда превращалась в зал для танцев, для чего столы складывали и отставляли к стене.

Двери из столовой ведут в государственные апартаменты, которые одновременно служили жилыми комнатами семьи: гостиная, спальня и крошечный кабинет леди Анны МакКензи Кэмпбелл, второй жены сэра Арчибальда. Гостиная, где сэр Арчибальд принимал просителей по государственным делам, а в свободное время отдыхал с семьей, украшена камином, дорогой мебелью и гобеленами в фиолетовом цвете – цвете монархов и римских пап. Спальня, в которой спали супруги Кэмпбеллы или их особо почетные гости, тоже выполнена в фиолетовом цвете, а в центре ее стоит громадная кровать с пологом на четырех столбиках: на ночь занавеси вокруг кровати закрывались, предохраняя спящих от сквозняков и грызунов. Заметим, что в XVII веке такая кровать была самым дорогим предметом обстановки в аристократическом особняке, и поэтому – в знак надменного снисхождения – сэр Арчибальд принимал определенных гостей, сидя в кровати и демонстрируя таким образом свое богатство. Впрочем, и спали в те времена сидя: считалось, что это более полезно для здоровья. Одна из дверей ведет из спальни в большую по тем временам редкость – «туалет типа сортир» – ведь еще более века спустя аристократы будут пользоваться «ночным горшком». Еще одна дверь ведет на узкую винтовую лестницу, ведущую на первый этаж, по которой слуги могли подниматься к спальню без того, чтобы проходить через парадные комнаты.

На первом этаже можно увидеть также кухню с огромным очагом, кладовку, пекарню и пивоваренную комнату. В одном из этих служебных помещений нам показали «примитивный холодильник»: буфет с отверстиями, в который клали лед и где хранили вина и другие требующие охлаждения продукты.

За домом когда-то был разбит парк: сам сэр Арчибальд очень увлекался садоводством и находил в этом отдохновение от государственных трудов. А сегодня вместо некогда шикарного парка за домом находится лишь небольшая зеленая лужайка.

***

После осмотра достопримечательностей Стерлинга мы прогуливаемся по городу в поисках места, где пообедать, так что самое время для последнего лирического отступления – о шотландской кухне.

Лирическое отступление: о шотландской кухне

В противоположность английской кухне, получившей репутацию скучной и невкусной, шотландская кухня славится свежестью местных ингредиентов, французскими вкусовыми элементами и простыми, но вкусными традиционными блюдами.

Шотландцы, похоже, согласны с правилом, гласящим, что завтрак – это главный прием пищи. Настоящий шотландский завтрак состоит из нескольких перемен блюд. Вначале подают овсянку, причем, это не клейкая масса, напоминающая клейстер, а вкусное и питательное блюдо, которое можно посыпать сахаром, а можно полить соусом из меда и виски – и так, и так это очень вкусно! После овсянки на завтрак подают «основное блюдо»: отварные яйца или яичницу с беконом, запеченными помидорами и грибами, кровяной колбасой или сардельками из оленины. Другой вариант завтрака – это копченная рыба, подаваемая с овсяными оладьями. Ну а заканчивается завтрак поджаренными хлебцами с маслом и вареньем и, конечно же, чаем.

На ленч мы обычно ели горячие супы, приятно согревающие в промозглую шотландскую погоду. Традиционные шотландские супы – это изумительно вкусные сочетания капусты, чечевицы, лука-порея, грибов, курицы, перловки и картошки. Помимо супов, мы часто ели на ленч бутерброды: с сыром, копченой лососиной, ростбифом.

Но не стоит думать, что шотландская кухня – это лишь овсянка, лососина и лук-порей. Очень заметно в ней, например, французское влияние, причем еще со времен «Старого союза», основанного в 1295 году. Видимо, шотландцев и французов объединяла не только общая ненависть к англичанам, но и общая любовь к изысканным вкусовым ощущениям. Этому проникновению французской кулинарной школы в Шотландию способствовало и то, что после возвращения из Франции Мария Стюарт привезла с собой целую армию французских поваров. С ними прибыли французская любовь к соусам и приправам, а также названия продуктов, блюд и способов приготовления. И сегодня французская кухня очень популярна в Шотландии, особенно в Эдинбурге, где много аутентичных французских ресторанов. Мы посетили два из них – «Пети Пари» (Petit Paris) и «Ля Птит Фоли» (La P’tite Folie) – и можем отметить как отменную еду (например, рыбный суп по провансальски, утку с вишнями, рыбу с соусом из томата и базилика), так и очень правдоподобно парижскую атмосферу (так, официанты в этих ресторанах говорят по-французски и, похоже, приехали из Франции).

Помимо уже упомянутой утки, мы несколько раз ели невероятно вкусную баранину, абердин-ангусскую говядину, сравнимую с аргентинской, а также изумительную оленину в двух видах: бифштексы из оленины и жаркое из оленины. Кроме мяса, шотландская кухня славится удивительной рыбой и морепродуктами: лососиной, которую шотландцы экспортируют по всему миру, форелью, треской, пикшей, хеком, крабами, морскими гребешками. Причем, все это ловят здесь же, недалеко от шотландских берегов. Мы уже рассказывали о рыбе и чипсах, которыми мы угощались в Энструтере; также достойны упоминания морские гребешки (scallops), которые мы попробовали в Портри на острове Скай. Их ловят в Маллейге – на другой стороне пролива – и готовят очень просто: обжаривают с двух сторон и подают с ломтиком лимона.

Ну и конечно же, нельзя не рассказать про хаггис, самое известное – и одновременно самое плохо понятое – шотландское национальное блюдо. Мы ели его несколько раз: и как самостоятельное блюдо, и как начинку для запеченной куриной грудинки, и даже на завтрак. И чем дальше, тем больше оно нам нравилось. Так что же такое хаггис? Это блюдо из бараньих субпродуктов (сердца, печени, легких), перемолотых с луком, овсяной крупой, околопочечным жиром, солью и перцем. По традиции, эта смесь варится в бараньем желудке примерно три часа, хотя сегодня хаггис в основном готовят без использования бараньего желудка, в той же оболочке, в которой делают колбасу или сардельки. Подают хаггис традиционно с так называемым «таттиз-ан-нипс» – картофельно-брюквенным пюре. И хотя звучит это описание скорее как «гремучая смесь», чем как деликатес, поверьте – это даже вкуснее, чем привычный нам печеночный паштет. Так что, недаром шотландский национальный поэт Роберт Бернс написал «Обращение к хаггису», начинающееся такими словами (перевод С. Я. Маршака):

«В тебе я славлю командира
Всех пудингов горячих мира,
Могучий Хаггис, полный жира
И требухи,
Строчу, пока мне служит лира,
Тебе стихи.

Дородный, плотный, крутобокий,
Ты высишься как холм далекий,
А под тобой поднос широкий
Чуть не трещит,
Но как твои ласкают соки
Наш аппетит!»

Так что наша поездка по Шотландии была не только интересной и познавательной, но и очень «вкусной»!